В преддверии Дня победы начальник Управления МВД России по городу Самаре – полковник полиции Д.В. Блохин, депутат Думы г.о. Самара и Совета депутатов Кировского внутригородского района Р.Т. Хузин, представители районной администрации поздравили ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них — Николай Капитонович Балакин, связист, пулеметчик, радист, награжденный Орденом «Отечественной войны» I степени, тремя медалями «За Отвагу», медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и многими юбилейными медалями.
Николай Капитонович Балакин родился 14 мая 1923 года в селе Барки Саратовской области. Перед войной окончил курсы трактористов и в 15 лет уже работал в колхозе, семья была большая – пятеро братьев и сестёр.
Николая призвали в ряды рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в 1942 году и сразу направили на подготовку. Учили стрелять из винтовки, ползать по-пластунски, копать окопы и другим военным наукам. По окончании курсов военной подготовки направили в Куйбышев, где формировался эшелон на фронт. Летом 1943 года рядовой Николай Балакин оказался на перевалочном пункте в районе посёлка Синявино Ленинградской области, где командиры-фронтовики набирали пополнение. «Меня выбрал связист, — рассказывает Николай Капитонович. — Так я попал в батальон связи №750. Науку проходил в боевых условиях. Катушку с телефонным проводом надевал на плечи и бежал, бухта разматывалась. Дотянешь связь до землянки командного пункта и там встаёшь на боевое дежурство. Дальше другой идет. Сидишь, наушники наденешь и слушаешь, чтобы связь всегда была. Слышишь – тишина, значит — обрыв.
Во время очередной ликвидации порыва телефонной линии, 25 сентября 1942 года, связист Н. Балакин получил первое ранение. Раненого перевязали и отправили на лечение в 374 эвакогоспиталь под Ленинградом, где Николай залечивал раны до 1 декабря.
Вернувшись в строй, получил направление в пехоту, в 197 Гвардейский стрелковый полк, 64 Гвардейской стрелковой дивизии. На этот раз Николай Капитонович был назначен вторым номером станкового пулемёта. Первый номер ведёт огонь, второй ему помогает и заменяет при ранении или смерти первого, третий – подносит патроны. Втроём бойцы переносят пулемёт на новое место дислокации. В бою Николай снова был ранен, осколок попал в колено, раздробил коленную чашечку. Несколько месяцев он лечился в госпитале в Челябинской области.
Оказавшись в списках «годных к строевой», Николай Балакин был направлен в Челябинскую военную авиационную школу, где проходил обучение на радиста с августа 1943 года по апрель 1944 года. По окончании учёбы попал в 338 Рижский бомбардировочный авиационный полк, 12-й бомбардировочной авиационной дивизии, радистом. С 21 апреля 1944 года до 9 мая 1945 года радист Николай Капитонович Балакин воевал в составе этого подразделения. Летал на тяжёлых бомбардировщиках Ли-2 с боекомплектом по две бомбы, 250 кг каждая. В его послужном списке 24 боевых вылета. Экипаж состоял из 6 человек: командир,помощник командира, штурман, борттехник, радист и стрелок. Как вспоминает ветеран, воевал в Прибалтике, Белоруссии, Польше, летал бомбить Берлин. За что награждён медалью «За взятие Берлина».
Бомбардировщик, на котором воевал Н.К. Балакин, был сбит над территорией Польши. «Ночью мы возвращались с боевого задания, почти прилетели на свой аэродром. Я собирался запросить посадку, как услышал характерный звук пулёмётной очереди по правому борту, по крылу, — рассказывает Николай Капитонович — Вмиг вспыхнуло пламя, которое охватило весь самолёт. Бензобак мог взорваться в любую секунду. Командир приказал всем прыгать. Борттехник выпрыгнул в открытую дверь, я за ним – а там огонь, меня обожгло. Перчатки на руках почти полностью сгорели. Пришлось прыгать в это огненное пекло. Приземлился. В голове как два молота стучат от волнения. Посидел, привык к темноте, смотрю, что-то темнеет. Сбросил парашют, подошёл поближе – омёт сена, значит где-то жилье поблизости. Нашёл дом, стучу в дверь, а сам думаю, «пан или пропал». Поляки к нам не всегда по-доброму относились. Мне повезло. На мой вопрос: «Пан, аэродром далеко?», тот оделся и повёл меня по лесной тропинке. Как я потом узнал, вёл он меня в госпиталь нашей дивизии, но другого полка. А тогда я держу пистолет наготове и думаю «заведёшь куда, тебе не сдобровать». Вдруг вижу, идут навстречу человек пять, я струхнул, потом присмотрелся — наши! Бойцы увидели горящий самолет и парашютистов, отправились на поиски». Потом был госпиталь. Месяца четыре Николай лечил ожоги, особенно пострадали глаза. Вернулся в полк и узнал, что из экипажа в живых остались только он и бортовой техник, остальные погибли.
День Победы стрелок Николай Балакин встретил под Вильнюсом, где в то время базировался полк. «Вечером 8 мая мы как обычно собирались на задание, но прошёл слух – войне конец. Полет отложили. Всю ночь не спали, ждали сообщения. Наконец под утро узнали — Победа! Радовались, стреляли в воздух, обнимались, накрыли стол.
После войны полк был передислоцирован в Ивановскую область, под город Тейково, где Николай Капитонович продолжал службу до 1948 года. Демобилизовался, но возвращаться в Саратовскую область не стал. Женился на местной красавице — Екатерине Сергеевне. По совету военкома, поступил на службу в местный райотдел милиции. Определили старшину Балакина помощником дежурного. На этой должности Николай Капитонович верой и правдой прослужил 23 года. Молодой семье выделили частный дом. Родилась дочка Альбина. На пенсию ветеран вышел в 1972 году. В 2009 году переехал к дочери в Самару.
Ветеран награждён Орденом «Отечественной войны» I степени, тремя медалями «За Отвагу», медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и многими юбилейными медалями. Несмотря на солидный возраст и не самое хорошее состояние здоровья Николай Капитонович старается не сдаваться годам, и помогает ему в этом фронтовая закалка.
(Биографическая информация подготовлена по материалам газеты «Право»).